Наши контакты

Адрес
308517, Белгородская область, Белгородский район,
с. Беловское,
ул. Центральная, д 1-б

Телефоны
8 (4722) 29-10-71
8 (4722) 29-10-22

Время работы

Рабочее время
с 9:00 до 18:00

Перерыв на обед: с 13:00 до 14:00

Выходные: Суббота, Воскресенье

Организация системы управления процессами развития кооперации на основе интеграции крупных агропромышленных формирований и субъектов малого и среднего предпринимательства на селе

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организация системы управления процессами развития кооперации на основе  интеграции крупных агропромышленных формирований и субъектов малого и среднего предпринимательства на селе на территории муниципальных районов и городских округов.

 Рекомендации по созданию и регистрации сельскохозяйственного

потребительского кооператива.

 

г. Белгород

2015 год

 

 

«

 

Г. Белгород

 

«Задача кооперации не только помочь крестьянству

получить в своем хозяйстве большую выгоду,

но и помочь ему также в деле просвещения,

в деле устроения его духовной жизни.

Чем шире распространены правильные знания о кооперации,

тем крепче и сильнее будет сама кооперация».

А. В. Чаянов

 

 

 

 

Организация системы управления процессами развития кооперации

на основе  интеграции крупных агропромышленных формирований и субъектов малого и среднего предпринимательства

на селе на территории муниципальных районов и городских округов.

 

1. Формирование системы управления процессами развития кооперации на основе интеграции крупного и малого сельскохозяйственного бизнеса. 

Система управления предполагает:

1.1  Создание  Проектного офиса по формированию и реализации проектов, предусматривающих создание кооперативов (объединений) на основе  интеграции крупных агропромышленных формирований и субъектов малого и среднего предпринимательства при департаменте агропромышленного комплекса области с участием представителей Белгородского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк». Проектный офис осуществляет методическое сопровождение деятельности администраций муниципальных районов и городских округов области по организации мероприятий, направленных на   развитие предпринимательской активности сельского населения на основе интеграции с крупными сельхозтоваропроизводителями. Осуществляет рассмотрение идей по развитию кооперации, утверждает сформированные  на основе одобренных идей интеграционные проекты. Оказывает методическую поддержку в подборе мер государственной поддержки при реализации проектов.

1.2 Формирование Проектной группы при администрации муниципального района (городского округа)  осуществляется с целью упорядочения деятельности по развитию кооперации на основе интеграции крупного и малого сельскохозяйственного бизнеса. Состав Проектной группы по формированию и реализации проектов, предусматривающих создание кооперативов (объединений) на основе  интеграциикрупных агропромышленных формирований и субъектов малого и среднего предпринимательства на селе утверждается приказом по администрации района (городского округа).

Рекомендуемая схема организации Проектной группы включает в себя три блока: информационно-аналитический, финансово-ресурсный, и контрольный.

Рекомендуемое включение специалистов отдельных органов управления в блоки представлено на схеме.  Администрация района может определить количество блоков в проектной группе и привлечение в них специалистов по своему усмотрению.

  

1.3  Мониторинг хода реализации мероприятий по развитию предпринимательской активности сельского населения,  развитию кооперации  на основе интеграции с крупными сельхозтоваропроизводителями будет осуществляться Проектным офисом путём анализа оперативной информации, предоставляемой  Проектными группами по двум формам:

Форма №1 Оперативная информация о ходе реализации мероприятий по интеграции (кооперации) крупного и малого сельскохозяйственного бизнеса (приложение №1). – должна предоставляться еженедельно по пятницам, до 12-00.

Сформированная на основе информации районов аналитическая информация предоставляется Губернатору области по пятницам до 18-00.

Форма №2 Информация о ходе реализации интеграционных проектов (приложение №2) – должна предоставляться ежемесячно, в последнюю пятницу месяца, 

до 12-00. Сформированная на основе информации районов аналитическая информация предоставляется Губернатору области.

 

  1. 2.  Проведение информационно-аналитической работы

Шаг 1. Проведение активной информационной компании по привлечению жителей района к массовому участию в производстве плодов, овощей и прочей продукции с участием интеграторов.

 В рамках проведения информационной работы муниципальным органам власти целесообразно:

  • Организовывать публикации в периодических изданиях, пользующихся наибольшей популярностью в районе — не реже, чем раз в  неделю.  В публикациях должна содержаться информация о кооперации как теоретического плана, так и с изложением отечественной и зарубежной практики, обзор  существующей нормативно-правовой базы по данному вопросу, возможные варианты сотрудничества и существующие механизмы формирования малого сельскохозяйственного бизнеса при участии предприятий-интеграторов; перспективные направления развития бизнеса; контактные телефоны, номера эл. почты Проектных групп, по которым   люди могут получить разъяснения и консультации.
  • Сформировать тематические страницы на сайтах администрации района и администраций сельских поселений.
  • Выпустить и растиражировать буклеты по заданной теме.
  • Обеспечить наличие плакатов с информацией о проводимой кампании (см.публикации) на местах, наиболее часто посещаемых населением – здании администрации, домах культуры, клубах, магазинах, здании почты, больницы или медпункта и так далее.
  • Организовать проведение сходов граждан, выступление специалистов Проектных групп на собраниях общественных, профсоюзных организаций, в школах.
  • Систематически не реже 1 раза в месяц организовывать выступления специалистов Проектных групп и предпринимателей уже работающих в кооперативах  на  местном радио и телевидении.

Шаг 2  Выявление  среди представителей малого и микро-бизнеса претендентов на участие в программах по производству сельскохозяйственной продукции с участием интеграторов.

Шаг 3 Определение интеграторов и наиболее перспективных направлений интеграции

При этом необходимо использовать три побудительных к интеграции крупного и малого бизнеса стимула со стороны органов исполнительной власти:

1. Социально-ориентированный. Стимул, при котором мотивация интегратора основана на чувствах солидарности, желании создать благоприятный социально-экономический климат на территории, где он работает, поддержать ее процветание и, как следствие, обеспечить ее устойчивое развитие. К сожалению, стимул малоэффективный, так как работает при условии приверженности руководителя крупного предприятия указанным принципам в своей работы и жизни.

2. Административный. Стимул зачастую действенный, но срок такой интеграционной связи недолог, так как отсутствует должная мотивация обоих или одной из сторон интеграции.

3. Экономический. Стимул является наиболее эффективным, основанным на понимании того, что совмещение интересов крупного и малого бизнеса в аграрном секторе экономики даёт множество дополнительных преимуществ и возможностей для расширения объемов производства, сокращения расходов, формирования стабильного дохода при гарантированной занятости населения, получения новых механизмов повышения гибкости самого предприятия на рынке.

Несмотря на различия природы перечисленных побудительных стимулов, в основе каждого из них лежит детальное изучение возможных направлений интеграции для дальнейшей проработки степени участия интегратора (предположим, агрохолдинга) в кооперации с другими субъектами бизнеса.

При выборе наиболее перспективных направлений развития кооперации необходимо прежде всего ориентироваться на традиционные в нашей области направления  -говядины, молока, овощей, фруктов, рыбы и рыбопродуктов.  А так же учитывать потенциальные возможности каждой территории.

3. Формирование плана мероприятий по организации вовлечения сельских жителей в проекты с участием предприятий-интеграторов.

План мероприятий должен содержать следующие разделы:

Информационно-аналитическая работа.

Формирование пакета проектов.

Сопровождение и контроль реализации проектов.

План должен содержать:  информацию об ответственных за реализацию каждого мероприятия; даты начала и завершения мероприятия; наименование документа, подтверждающего исполнение каждого мероприятия.

4. Формирование  пакета проектов

При формировании интеграционных проектов на основе одобренных на заседаниях Проектного офиса идей предлагаем использовать следующие оптимальные финансовые механизмы, учитывающие возможность финансирования проекта:

— интегратором за счёт собственных или кредитных ресурсов с последующим предоставлением предпринимателю в долгосрочную аренду с правом выкупа средств производства и иных ресурсов для ведения деятельности или путём выдачи интегратором предпринимателю займа на осуществление капитальных вложений и финансирование текущих затрат в пределах инвестиционной фазы проекта; 

— предоставления предпринимателю средств производства и оказания услуг под обязательство реализовать интегратору весь объем произведенной продукции по определённой договором цене;

— путём предоставления интегратором поручительства под кредит предпринимателя.

— путём осуществления кооперации  с производителями (фермерами) с целью создания материальных средств  производства, условий для хранения и переработки продукции, снижения стоимости приобретения оборотных средств за счёт покупки оптовых партий товаров и так далее.

Проекты должны быть рассмотрены на районных комиссиях и утверждены на заседание Проектного офиса при департаменте АПК области. Далее проекты должны быть  инициированы по нормативам проектного управления в качестве районных.

В проектах необходимо предусмотреть наличие двух обязательных компонентов – кооперация мелких сельхозтоваропроизводителей в формах, актуальных для данного проекта (но предпочтительно в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива), наличие предприятия (или предприятий) – интегратора.

Оптимальная схема для организации связей внутри проекта следующая:

 

1.   1.

 

1. Организация сельскохозяйственных потребительских кооперативов

1.1.            1 ШАГ.  Подготовительная работа

 В процессе создания кооператива важное значение имеет подготовительная работа.

 1.1.1. Информационно-консультационная работа среди населения

 В рамках проведения информационной работы муниципальным органам власти не реже, чем раз в 2 недели целесообразно организовывать публикацию в периодических изданиях, пользующихся наибольшей популярностью в районе, на селе информацию о кооперации как теоретического плана, так и с изложением отечественной и зарубежной практики их работы.

Систематически не реже 1 раза в месяц организовывать выступления специалистов и практиков на радио и по телевидению.

 Эта работа позволит довести информацию и выявить людей, которые имеют интерес и желание создать кооператив. Из заинтересованных лиц необходимо создать инициативную группу. На предварительных собраниях и сходах обязательно должен быть рассмотрен вопрос:

«Почему следует создавать именно кооператив?».

 

Как показывает практика, инициативная группа должна иметь достаточное число участников, иначе ей не удастся привлечь необходимое число новых членов в процессе создания кооператива.

 Примечание: Ряд авторов рекомендуют, например, следующие критерии. Так, если планируется, что в кооператив первоначально будет входить 50 членов, то инициативная группа должна состоять из 15-20 человек, которые привлекут остальных участников. Участники инициативной группы должны иметь необходимый уровень заинтересованности или мотивации[i].

 На рассматриваемом этапе важным моментом является оформление протокола о намерениях потенциальных членов создать кооператив. Протокол должен быть подписан всеми членами инициативной группы.

 Примечание: Выяснение вопроса о потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей и местных жителей в услугах организуемого кооператива может быть проведено путем анкетирования, изучения отчетов, статистических и других данных.

 1.1.2. Формирование организационного комитета.

 Созданием кооператива, как правило, занимается инициативная группа, которая должна заинтересовать необходимый минимум членов для его регистрации.

На собрании граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет.

 1.2.                 2 ШАГ.  Работа организационного комитета

 1.2.1.  Функции организационного комитета

 Организационному комитету целесообразно поручить следующую работу:

  • подготовка, бизнес-плана (технико-экономического обоснования) проекта производственно-экономической деятельности кооператива;
  • определение размера паевого фонда и источников его образования;
  • разработка проекта устава:
  • подготовка и проведение организационного собрания;
  • прием заявлений о вступлении в члены кооператива.

 1.2.1.1.  Разработка Устава кооператива

Основным учредительным документом кооперативов любой формы является устав. Федеральный закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ) подробно описывает содержание разделов этого документа.

 На основании устава кооператив выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений.

Устав должен быть разработан и подписан членами кооператива к моменту его регистрации.

 Для разработки Устава члены организационного комитета должны изучить ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», воспользоваться разработанными проектами Уставов действующих кооперативов и доработать их в соответствии с потребностями кооператива

.В Уставе кооператива обязательно должны быть следующие сведения:

  •  наименование кооператива;
  • место нахождения кооператива;
  • срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива;
  • предмет и цели деятельности кооператива. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован;
  • порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе;
  • условия о размере паевых взносов членов кооператива;
  • состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению;
  • размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены;
  • условия образования и использования иных фондов кооператива (в ред. Федерального закона от 11.06.2003 г. № 73-ФЗ);
  •  порядок распределения прибыли и убытков кооператива;
  • условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного настоящим Федеральным законом;
  • состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов;
  •  права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;
  •  характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию (в ред. Федерального закона от 11.06.2003 г. № 73-ФЗ);
  • время начала и конца финансового года;
  • порядок оценки имущества, вносимого в счет паевого взноса, за исключением земельных участков (пп. 16 в ред. Федерального закона от 26.06 2007 г. № 118-ФЗ);
  • порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива в официальном органе;
  • порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива.

 Утратил силу Федеральный закон от 03.11.2006 г. №183-ФЗ

 Устав кооператива может включать в себя и иные сведения, не противоречащие действующему Федеральному закону РФ «О сельскохозяйственной кооперации».

 Копия устава кооператива, а также зарегистрированные в установленном порядке внесенные в него изменения выдаются каждому члену кооператива или каждому его ассоциированному члену либо должны быть доступны для ознакомления.

 Правление кооператива по требованию члена кооператива или ассоциированного члена кооператива обязано выдать им копию устава кооператива с внесенными в него изменениями за плату, не превышающую расходов на изготовление этой копии.

1.2.1.2. Подготовка общего организационного собрания кооператива, его проведение и оформление отношений с учредителями

 Первое, что необходимо сделать, это раздать всем членам инициативной группы проект Устава, собрать от них предложения и внести изменения и дополнения в соответствии с поступившими предложениями.

 Второе направление работы – продолжение пропаганды среди потенциальных членов сельскохозяйственного потребительского кооператива, налаживание контактов с местными органами власти, налоговой инспекцией и др.

 Также необходимо продумать технические вопросы проведения собрания: организовать зал, обеспечить ведение протокола и т.п.

 На повестку дня общего организационного (учредительного) собрания кооператива выносятся следующие основные вопросы

  1. создание сельскохозяйственного потребительского кооператива;
  2. обсуждение и утверждение устава кооператива;
  3. принятие решения о приеме в члены кооператива;
  4. выборы органов управления кооперативом: Председателя, Правления, Наблюдательного совета.

 На общее организационное собрание сельские товаропроизводители, изъявившие желание вступить в кооператив, должны представить заявление о вступлении в кооператив в качестве членов.

 Для каждого члена кооператива оформляется членская книжка.

 Факт принятия устава собранием, подтверждается протоколом этого собрания, подписанным всеми его участниками с указанием их паспортных данных и адресов прописки.

Участники собрания могут аналогичным образом подписать и сам Устав, однако, считается достаточным, если он будет подписан председателем и секретарем учредительного собрания.

 

1.3.                3 ШАГ.  Разработка бизнес-плана (технико-экономического обоснования) деятельности кооператива

 

Обосновать решение о создании какого-либо вида потребительского кооператива, направлений его деятельности позволяет грамотно разработанный бизнес-план или технико-экономическое обоснование (ТЭО).

 

Бизнес-планпредставляет собой документ, предназначенный для обоснования перспектив развития и экономической эффективности деятельности отдельно взятой организации (предприятия), а также составляемый на предмет получения инвестиций.

 

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – документ, в котором обосновывается потребность в ресурсах и оценивается эффективность их использования при осуществлении какого-либо проекта.

ТЭО является составной частью как инвестиционного проекта, так и бизнес-плана, но может иметь самостоятельное значение в том случае, если не требуется детальная разработка, описание и оценка проекта.

Например, при развитии отдельных видов сельскохозяйственного бизнеса и получении кредита для этих целей в ЛПХ, КФХ.

 Разработка вышеуказанных документов позволяет сельским товаропроизводителям решить следующие задачи:

  • определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
  • сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели организации, стратегии и тактики их достижения;
  • выбрать ассортимент продукции и услуг;
  • оценить производственные и коммерческие расходы на производство и реализацию продукции и услуг;
  • определить потребности в инвестициях, размер паевого фонда кооператива и источников их образования
  • оценить уровень подготовленности и обеспеченности организации квалифицированными кадрами, условия для усиления мотивации их труда для достижения поставленной цели;
  • определить минимальное количество членов и минимальный объем деловых операций кооператива, необходимых для того, чтобы его деятельность стала жизнеспособной;
  • получить кредит в коммерческих банках и (или) займа в кредитном кооперативе и других финансовых институтах;
  • участвовать в конкурсных отборах на получение государственной поддержки в виде грантов

 

Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме), аналитический раздел, разделы внутрикооперативного планирования.

 

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками

 

Наиболее распространенными областями бизнес-планирования потребительских кооперативов в России на сегодняшний день – являются: организация сбытовой деятельности, строительство перерабатывающих цехов, взаимное обслуживание, централизованная организация материально-технического и продуктового, снабжения, а также смешанная деятельность.

Бизнес-планы разных кооперативов будут отличаться, прежде всего, степенью детализации и проработки различных разделов. Поэтому целесообразно представить развернутую структуру документа.

Структура бизнес — плана может иметь следующий вид:

 Титульный лист

  1. 1.      Краткий обзор (резюме) проекта организации
  2. 2.      Инициатор проекта

2.1                Учредители (потенциальные члены кооператива)

2.2                Виды и объемы деятельности потенциальных членов

2.3                Информация о руководителях

  1. 3.      Существо предлагаемого проекта

3.1                Местонахождение объекта

3.2                Описание услуги (продукции)

3.3                Технология оказания услуги производства (продукции)

3.4                Характеристика закупаемого оборудования (техники)

3.5                Экологические вопросы производства

  1. 4.      Анализ рынков сбыта продукции (для перерабатывающих, сбытовых сельскохозяйственных кооперативов и закупок сырья (для снабженческих и обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов)
  2. 5.      Организационный план
  3. 6.      Финансовый план
  4. 7.      Оценка рисков.

Степень детализации структуры бизнес-плана зависит от размеров создаваемого кооператива, сферы деятельности, к которой он относится, размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов, перспектив роста.

Но в любом случае бизнес-план не должен быть перегружен расчетными таблицами, второстепенной информацией (вся информация технического характера может быть приведена в приложениях).

1.4.                4 ШАГ.  Регистрация кооператива

Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц (ст.51,52,116 ГК РФ).

 Государственная регистрация осуществляется органами государственной регистрации юридических лиц по месту учреждения кооператива (налоговой инспекцией по месту регистрации кооператива).

 Сбор и оформление документов для регистрации осуществляются председателем кооператива.

 Для регистрации сельскохозяйственного потребительского кооператива необходимо подготовить следующие документы:

  •  заявление о государственной регистрации кооператива по установленной форме с подписью уполномоченного лица, подлинность которой засвидетельствована в нотариальном порядке;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • протокол общего организационного собрания членов о создании кооператива, утверждении его устава и состава Правления кооператива, подписанный членами-участниками общего организационного собрания с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, места жительства, паспортных данных, а также соответствующих данных членов ‑ юридических лиц;
  • устав кооператива.

 Регистрация кооператива считается осуществленной:

  •  при занесении его в журнал регистрации поступающих документов в учреждении, ведающем регистрацией;
  • при присвоения номера и проставлении специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой регистрации на титульном листе устава кооператива, скрепленной подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

 

1.5.     5 ШАГ.  Перечень полученных документов после регистрации

 После регистрации кооператива выдается:

  • устав с отметкой регистрирующего органа;
  • протокол общего организационного собрания с отметкой регистрирующего органа;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • информационное письмо об учете в ЕРПО.

 После получения вышеуказанных документов, необходимо сделать копии документов о регистрации и нотариально заверить их.

 1.6.      6 ШАГ.  Изготовление печати

 После регистрации осуществляются следующие действия:

1. изготавливается печать кооператива;

2. кооператив ставится на учет в органах статистики, внебюджетных фондах.

3. открывается счет в банке.

В десятидневный срок проводится регистрация в органах госстатистики, внебюджетных фондах с получением справки о постановке на учет и открытии счета.

Для изготовления печати необходимо обратиться в фирму, которая изготовляет печать, написать заявление на ее изготовление с приложением эскиза печати и копии свидетельства о государственной регистрации.

1.7.      7 ШАГ.  Открытие расчетного счета

Для открытия расчетного счета, как правило, в банк предоставляются:

  • копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;
  • копию устава, заверенную нотариально;
  • карточку с образцами подписей и оттиск печати, заверенные нотариально;
  • протокол (приказ) о назначении руководителя,
  • приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта);
  • справку из органов статистики о присвоении кодов ОГРН.

 По прошествии нескольких дней (требующихся для проверки документов на соответствие российскому законодательству) банк от имени управляющего или заместителя управляющего заключает с  кооперативом в лице Председателя кооператива договор банковского счета.

 В договоре оговаривается порядок открытия и ведения счета, указываются условия начисления процентов на остатки денежных средств на счете клиента, права, обязанности и ответственность сторон, порядок разрешения споров, форс-мажорные обстоятельства и срок действия договора.

 Об открытии расчетного счета кооператив в десятидневный срок обязан известить налоговую инспекцию.